«МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ»Добавлено (25.09.2012, 15:44)
---------------------------------------------
Общеобразовательная школа - сложная и динамичная социальная структура. В ее стенах взаимодействуют педагоги, учащиеся, родители, имеющие самый различный образовательный, культурный, экономический и профессиональный уровень, со своими запросами и интересами. Современная школа способна предложить самые различные уровни общего и дополнительного образования - не только на уровне Государственных стандартов, но также повышенные и специальные в соответствии с уровнем подготовки, состоянием здоровья, запросами и возможностями учащихся и их родителей.
Сегодня наблюдается повышенный интерес к открытию в условиях общеобразовательной школы, а особенно школы-интерната, спортивных классов по различным видам спорта. С одной стороны, это обусловлено решением государственных задач по развитию массового и профессионального спорта. С другой - повышенный интерес родителей. Заниматься спортом становится престижно и перспективно. Занятия спортом обеспечивают занятость ребенка полезным делом, формируют здоровый образ жизни, приучают к дисциплине, развивают волевые качества. При этом родители детей - юных спортсменов, как правило, заинтересованы в получении ими полноценного общего среднего образования, чтобы в дальнейшем ребенок успешно поступил в ВУЗ.
Добавлено (25.09.2012, 15:44)
---------------------------------------------
Однако достижение высоких спортивных результатов требует от ребенка больших затрат: и временных, и физических, и эмоциональных. Поэтому зачастую возникает противоречие между получением качественного образования в школе и успехами в спорте. Разрешить данное противоречие возможно только при четкой организации режимов образовательного и тренировочного процессов, которое возможно в условиях работы спортивных классов в школе.
Добавлено (25.09.2012, 15:45)
---------------------------------------------
Данная модель может быть использована как методические рекомендации для администрации и педагогического коллектива при открытии спортивных классов в любой общеобразовательной школе, поможет снять ряд противоречий и проблем при работе как с учащимися и их родителями, так и при взаимодействии педагогического и тренерского коллективов. Ознакомление с данной моделью позволит конкретизировать образовательную программу, концепцию воспитательной деятельности школы, а также оптимизировать работу по повышению квалификации педагогического и тренерского коллективов.
Новизна данного инновационного проекта заключается в оптимизации образовательной программы и компоновке учебного и тренировочного процессов таким образом, когда учащийся может совершенствоваться как спортсмен без ущерба в получении общего среднего образования, а также с учетом его психологических и физических возможностей и здоровья.
Добавлено (25.09.2012, 15:47)
---------------------------------------------
основополагающие принципы:
• Принцип равной ответственности за результаты образования. При этом ответственность семьи лежит в сфере активного участия в процессе образования ребёнка, ответственность школы в сфере создания возможностей для успешного обучения ребёнка, ответственность ученика – в выборе индивидуального образовательного маршрута.
• Принцип толерантности. Заключается в сдержанности и отсутствии осуждения по отношению к территориальным, национальным, религиозным, личностным, поведенческим особенностям ученика образовательного процесса.
• Принцип «Не навреди!». Каждый участник образовательного процесса выполняет свои функции: учитель – создаёт условия для успешной деятельности учащегося, родитель оказывает ученику и учителю поддержку, но не берёт на себя функции учителя и контролирующей инстанции, ученик берёт на себя функцию обучающегося.
• Принцип позитивного образа. В присутствии ребёнка любого человека из социума отмечать в любом участнике образовательного процесса школы только позитивные стороны личности любую критику и недовольство оставлять при себе.
Добавлено (25.09.2012, 15:48)
---------------------------------------------
Начальная школа
В начальной школе решающая роль при выборе образовательного маршрута принадлежит семье. Родители его выбирают, учитывая личностные особенности своего ребенка и опираясь на рекламу предоставляемых школой образовательных услуг. Эффективная система взаимодействия современной школы с семьей позволяет решать проблемы развития и обучения детей на начальном этапе.
Добавлено (25.09.2012, 15:49)
---------------------------------------------
Средняя школа
Ребенок является центральным объектом образовательного процесса. Действия остальных участников направлены на формирование интересов и развитие способностей ребенка: спортивных, учебных, творческих. Оказывается профессиональная поддержка в решении задач личностного, ценностно-смыслового и предпрофильного самоопределения ребенка.
Добавлено (25.09.2012, 15:50)
---------------------------------------------
Тренер, реально и профессионально оценивая способности и возможности будущего спортсмена, учитывая мнения остальных участников образовательного процесса, является определяющим звеном, вырабатывая рекомендации для профессионального самоопределения личности учащегося. Остальные участники образовательного процесса осуществляют помощь учащемуся в повышении конкурентоспособности и адаптированности к условиям реализации профессиональной карьеры.
Добавлено (25.09.2012, 15:55)
---------------------------------------------
Содержание учебной деятельности с учетом специфики работы в спортивных классах.
Начальная школа
Цели и задачи первой ступени обучения не имеют существенных отличий от целей и задач в общеобразовательных классах. Однако следует помнить, что дети получают большую физическую нагрузку на тренировках, поэтому лучше организовать обучение в режиме пятидневной недели с соответствующей расчасовкой по требованиям СанПин., а также следует внимательно соблюдать динамические паузы и ступенчатый вход в образовательный процесс.
Добавлено (25.09.2012, 15:57)
---------------------------------------------
Основная школа
Этап предпрофильной подготовки.
На данном этапе происходит квалификационное перераспределение юных спортсменов. Определяются амплуа в видах спорта , выявляются лидеры и отстающие. Одновременно к 5-6 классу происходит отток части детей из спорта по различным причинам (состояние здоровья, потеря интереса и т.п.). Чтобы предотвратить уменьшение числа учащихся в спортивном классе следует особое внимание уделить предпрофильной подготовке. Поскольку учащиеся спортивных классов данного возраста уже имеют физическую подготовку значительно лучшую, чем в обычных классах, поэтому при составлении учебного плана следует включить как элемент предпрофильной подготовки предметы и курсы оборонно-спортивной направленности.
Например, «Спортивная психология», «Спортивная медицина», «Правила судейства», «Школа безопасности » и пр.
Особое внимание следует уделить урокам информатики и компьютерной грамотности, т.к. с увеличением спортивных нагрузок в старших классах многие учащиеся вынуждены перейти на дистанционные формы обучения.
Добавлено (25.09.2012, 16:00)
---------------------------------------------
Старшая школа
учитель должен детально познакомить с особенностями составления спортивного меню, элементами самоподготовки и самосовершенствования спортсменов, рационального режима дня с учетом повышенных физических нагрузок и пр.
Следует отметить, что в старших классах увеличивается число учащихся, которым будет необходимо получать образование в форме экстерната. Частые отъезды на сборы и соревнования, интенсивные тренировки отрывают учащихся от школьных занятий. Поэтому необходимо организовать рабочие места, оборудованные для получения ими заданий и информации. Дистанционное обучение – одна из самых востребованных форм получения образования для спортсменов.
Добавлено (25.09.2012, 16:01)
---------------------------------------------
На второй ступени образования, при освоении обязательного минимума образовательных программ 5-9 классов, происходит совершенствование спортивной техники и предпрофильная спортивная подготовка. На данном этапе происходит квалификационное перераспределение юных спортсменов. Определяются амплуа в игровых видах спорта. При составлении учебного плана реализуются (как элемент предпрофильной подготовки) предметы и курсы оборонно-спортивной направленности, например, «Спортивная психология», «Спортивная медицина», «Правила судейства», «Школа безопасности » и пр. С увеличением спортивных нагрузок, начиная с 9-го класса, учащиеся имеют возможность перехода по некоторым предметам на дистанционные формы обучения. Поэтому особое внимание следует уделять урокам информатики и компьютерной грамотности
На третьей ступени образования, при освоении обязательного минимума образовательных программ 10-11 классов, происходит профильная подготовка юных спортсменов: выполнение требований первого юношеского разряда, овладение навыками судейства в объеме судьи по спорту; приобретение индивидуальной манеры игры, основанной на высоком уровне технико-тактической и специальной физической подготовленности и пр. На этапе профильной подготовки необходимы дополнительные теоретические часы физической культуры в спортивных классах (2 часа в неделю). Для 10-11 классов дистанционное обучение – одна из самых востребованных форм получения образования для спортсменов, т.к. увеличивается число учащихся, которым будет необходимо получать образование в форме экстерната. Поэтому в школе необходимо организовать компьютерные рабочие места (в т.ч. мобильный компьютерный класс), оборудованные для получения ими заданий и информации.
Добавлено (25.09.2012, 16:02)
---------------------------------------------
Современные отечественные и зарубежные исследования показали, что занятия на природе, вне стен школы, а также природоохранная деятельность способствуют снижению стрессового состояния у детей, а особенно у спортсменов. Тренировки на свежем воздухе, в парке или в лесу проходят наиболее эффективно, способствуют сокращению времени восстановительного периода.
Достижение высоких спортивных результатов и получение качественного образования возможно только при правильной организации учебного процесса и использовании в обучении современных прогрессивных педагогических методов и форм с применением компьютерной техники, мультимедийных и аудиовизуальных средств обучения и возможностей, предоставляемых телекоммуникациями.
Добавлено (25.09.2012, 16:05)
---------------------------------------------
Работа с юными спортсменами подразумевает не только плановые мероприятия, которые проводятся в любой школе, но и постоянно иметь информацию об их физическом и психическом состоянии. Предотвращать возможные перегрузки и эмоциональные всплески у учащихся, связанные с большими физическими нагрузками.
Добавлено (25.09.2012, 16:06)
---------------------------------------------
Грамотная работа с родителями детей-спортсменов – одна из составляющих успеха ребенка как в спорте, так и в учебе. Каждый этап обучения ребенка в школе и становление его как спортсмена имеет свою специфику работы с родителями. Исследования и практический опыт работы с родителями детей-спортсменов в школе-интернате в течение пяти лет показали ряд характерных особенностей, а также позволили выработать программу работы с родителями на протяжении всего периода обучения ребенка в спортивном классе.
Добавлено (25.09.2012, 16:07)
---------------------------------------------
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
• Родители выбирают вид спорта для ребенка и инициируют начало занятий именно этим видом спорта (в 4-5 лет выбор самого ребенка еще не осознан и не всегда к нему прислушиваются взрослые).
• Родители выбирают школу для ребенка. Решение учиться в спортивном классе с начальной школы - выбор родителей.
• Завышенная мотивация. Родителям зачастую хочется, чтобы ребенок, начиная с первого класса успевал везде - хорошо учился, делал успехи в спорте, успевал на дополнительные занятия иностранным языком и пр., ходил регулярно в театры и музеи.
• Неосознанный перегруз. Если у ребенка не получается что-либо в спорте, очень часто родители начинают водить его на дополнительные занятия с другими тренерами, нарушая режим сна и отдыха, превышая допустимые физические нагрузки, желая чтобы его ребенок не был отстающим.
Добавлено (25.09.2012, 16:09)
---------------------------------------------
Основная школа
• Отмечается неосознанный перегруз. Если у ребенка не получается что-либо в спорте, родители продолжают водить его на дополнительные занятия с другими тренерами, нарушая режим сна и отдыха, превышая допустимые физические нагрузки, желая чтобы его ребенок не был отстающим.
• Возрастает конкуренция. Зачастую спонтанно родители начинают делить детей на сильных и слабых, дают рекомендации тренеру, чтобы он «не отвлекался» на слабых детей. Бывает, что родители в классе делятся на два лагеря «довольных» и «недовольных» тренером, что мешает нормальной работе.
• Не понимание родителями справедливых требований со стороны учителей. Задаются вопросы: «А зачем нам тот или иной предмет? Мы – спортсмены, нам это не нужно в таком объеме». Особенно часто к предмету «Физическая культура», ведь дети и так каждый день тренируются.
Добавлено (25.09.2012, 16:10)
---------------------------------------------
Старшая школа
При успешно развивающейся спортивной карьере, отмечается непонимание со стороны родителей важности обучения в школе. Учащегося переводят на экстернат и не контролируют выполнение заданий, а далее - требование отменить ЕГЭ.
Добавлено (25.09.2012, 16:11)
---------------------------------------------
Воспитание юных спортсменов – это тяжелый труд. Учитывая повышенную возбудимость и стресс в связи с повышенными физическими нагрузками, постоянную занятость детей и частые отъезды на сборы и соревнования, необходимо продумать программу воспитательной деятельности таким образом, чтобы она дополняла все компоненты модели работы со спортсменами. Любая программа воспитания в общеобразовательной школе включает в себя множество мероприятий (годовой круг праздников, всевозможные акции, конкурсы различного уровня и т.п.). Конечно, участвовать во всех мероприятиях учащиеся спортивных классов не смогут. Однако предлагаемые мероприятия несут большую воспитательную и моральную нагрузку, которая необходима детям для развития.