часть-1 часть-2 часть-3 Две противоположности: массовый спорт и спорт высших
достижений.
Одним из главных негативных факторов развития дзюдо в России является
совмещение массового спорта и спорта высших достижений.
Тренера спортивных школ, изначально набирают большое количество детей и
работают с ними, стараясь сохранить численность, но, как только у тренера
появляется перспективный ученик, он забывает об остальных учениках и они не
получая необходимого внимания уходят от него. Развитию массовости спорта
противоречит и программа системы дополнительного образования.
Пример: Рассмотрим наполняемость учебных групп и
объем учебно-тренировочной нагрузки определяемой с учетом техники безопасности
в соответствии с образовательной программой.
Группа
|
Период обучения
|
Минимальная наполняемость
|
Максимальная наполняемость
|
Объем учебно- тренировочной
Нагрузки час/нед
|
Спортивно -оздоровительная
|
Весь период
|
15
|
30
|
До 6
|
Начальной
подготовки
|
1-й год
|
15
|
30
|
6
|
2-й год
|
12
|
24
|
9
|
3-й год
|
12
|
24
|
9
|
Учебно-тренировочная
|
1-й год
|
10
|
20
|
12
|
2-й год
|
10
|
20
|
14
|
3-й год
|
8
|
16
|
16
|
4-й год
|
8
|
16
|
18
|
5-й год
|
8
|
16
|
20
|
Спортивного совершенствования
|
До года
|
7
|
14
|
24
|
Свыше года
|
6
|
12
|
28
|
Высшего спортивного мастерства
|
Весь период
|
4
|
8
|
32
|
Одна ставка тренера равна 18 час/нед нагрузки, в пересчете на ГНП-1, это
3группы по 15 человек, итого: 45 человек.
Возьмем ГНП-2 года, это уже 2 группы по 12 человек, итого: 24 человека.
Возьмем УТГ-4, это 1 группа из 8 человек.
Вывод, программа дополнительного образования
противоречит массовому развитию
дзюдо в России и не
только дзюдо.
В тоже время, большое
количество групп и детей в группах не дают тренеру полностью раскрыть свой
потенциал и целенаправленно и качественно работать на результат. В этой
ситуации тренер, сделав ставку на 2-3-х перспективных по его мнению учеников,
просто забывает об остальных и теряют их, и когда через некоторое время
понимает, что избранные не оправдали его надежд, он не набирает новых учеников,
а продолжает работать с ними, любыми способами удерживая их на определенном
уровне, прекрасно понимая что чемпионами они не будут, но тем самым отрабатывая
свою зарплату. Посмотрите протокола чемпионатов России, там долгие годы одни и
те же лица, которые редко становятся призерами и никогда не будут чемпионами,
но дают своим тренерам высшую категорию.
В итоге содержание таких середнячков и их тренеров
с высшей категорией обходится государству в несколько ГНП и их тренеров.
Когда мы слышим или читаем, что через пять лет численность занимающихся
дзюдо в России увеличится в 2 раза, не
понятно на чем, все эти заявления основываются.
У нас в стране 142млн. населения, возрастной диапазон охвата занятиями
спортом в основном с 8 до 20 лет, меньше в гимнастике, акробатике, и еще
нескольких видах, старше, сборные команды. В возрастном диапазоне,
который сегодня охвачен спортом примерно 20млн. человек( из них 7млн. село), а
через пять лет будет 14млн.(из них 5млн. село), в том числе: больных,
инвалидов, наркоманов.
Вопрос, как можно увеличить численность занимающихся спортом не расширяя
возрастной диапазон охвата занятиями спортом?
Рассмотрим еще один феномен,
который мешает развитию, как массового спорта, так и спорта высших
достижений.
Пример:
Набор в спортивные секции начинается в 8-9 лет, в 12-13 лет прием не
проводится, если даже подросток в 13 лет по знакомству попал в секцию, через
год или раньше он уйдет из неё. Причина проста, соревнования проводятся по
возрастам, через год занятий подросток не сможет на равных соревноваться со
своими сверстниками, стаж занятий у которых 5-6 лет. Естественно подросток
покинет спортивную секцию и будет искать другие занятия, скорее всего на улице.
И в тоже время всем известно, что великие спортсмены прошлых лет приходили в
спорт в 16-18 лет и становились Олимпийскими чемпионами, так как в те времена в
секции принимали в любом возрасте и тренировали грамотные тренера. 2-х кратный
чемпион Олимпийских Игр, Иван Ярыгин,, приобщился к борьбе в армии, и тому не
мало примеров. И в практике любого тренера есть примеры, когда подросток
приходил секцию в 14-16 лет и через 3-4 года догоняет, а чаще опережает своих
сверстников, которые занимаются с 10 лет, в спортивных результатах.
Вывод: Для увеличения массовости занятиями дзюдо, необходимо:
1.
Увеличить
возрастной диапазон занятиями дзюдо, включив в ЕКП и ЕВСК возрастных категорий мастеров-ветеранов
старше 30 лет.
2.
Внести
изменения в программу дополнительного образования:
- проводит набор
новичков, во всех возрастных группах, в отделении массовый спорт.
- проводить набор
новичков в течение всего учебного года, еженедельно.
- наполняемость
учебных групп оставлять без изменений во все периоды подготовки, в отделе
массовый спорт.
3. Включить в
календарь личных соревнований региональных отделений ,федеральных округов,
номинации:
- новички, всех возрастных групп, ранг
соревнований: городские.
- разрядники, всех возрастных групп, ранг
соревнований: городские, областные( республиканские), федеральный округ.
4. Для непрерывных занятий спортом для
спортсменов старше 21 года, при каждом региональном отделении, открыть
спортивные клубы, с филиалами в каждом населенном пункте.
5. Включить в ЕКП
и ЕВСК кубок России по дзюдо, среди спортивных клубов для всех возрастных
групп.
Для эффективной
подготовки спортсменов высшей квалификации, в программе дополнительного
образования требуется четкое разделение:
отделение массового спорта,
отделение спорта высших достижений и спортивного
резерва.
часть-1 часть-2 часть-3
|